С помощью этого изобретения можно было бы повернуть ход истории. Когда царю Николаю II продемонстрировали его модель, он тотчас распорядился профинансировать уникальный проект. Россия только что вступила в Первую мировую войну. Нетрудно представить, какое впечатление произвело бы на фронте появление бронированного самодвижущегося объекта высотою с... пятиэтажный дом.
Название для боевой машины придумалось сразу: Царь-танк. А зря. Ведь всем предыдущим гигантам с такими названиями катастрофически не везло. Царь-колокол никогда не звонил, Царь-пушка выстрелила всего один раз. Словно повторяя судьбу знаменитых “однофамильцев”, царь-танк так и не появился на поле боя. Он остался ржаветь в подмосковном лесу на секретном полигоне под Дмитровом.
Впрочем, танк имел и другие названия — "Нетопырь", "Летучая мышь", "Танк Лебеденко".
Разработчиками машины выступили — Н. Лебеденко, Н. Жуковский, Б. Стечкин и А. Микулин.
Подобной машины еще не имела ни одна армия мира. По уверениям ее создателя инженера Николая Лебеденко, она могла, как спички, ломать деревья, раскатывать по бревнышкам избы, преодолевать окопы и рвы, попутно накрывая противника шквальным огнем. Но самая главная ее сила заключалась в ужасающих, гигантских размерах.
Царь-танк — бронированное передвижное устройство, разработанное в России в 1914–1915 гг. Проект был свёрнут после первых же испытаний из-за недостаточной мощности двигателя, а также значительной уязвимости при артиллерийском обстреле.
По сравнению с современными танками, использующими гусеницы, Царь-танк имел трёхколёсную конструкцию. Два передних колеса были примерно 9 метров диаметром, заднее было заметно меньше, около 1,5 метров. Верхняя турель была поднята над землёй примерно на 8 метров. Корпус имел ширину 12 метров, по бокам были установлены две башни с пулемётами. Под днищем планировалась установка дополнительных вооружений.
Прозвище «Летучая мышь» танк получил за то, что при переноске за заднее колесо, он по форме напоминал это животное во время сна.
Применение таких больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, однако заднее колесо, в силу своих малых размеров зачастую увязало в мягком грунте, и большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на то, что двигательная установка состояла из двух трофейных моторов Майбах по 240 л. с. каждый — более мощных, чем стоявшие на других танках Первой мировой. Указанный недостаток стал основной причиний фиаско при приёмке устройства высокой комиссией в августе 1915 года.
Танк будущего в представлении английского художника начала 20 в.
После этой неудачи Микулин и Стечкин начали работы по установке более мощного двигателя на танк, но их планы так и остались незавершёнными.
Несмотря на то, что использование гусениц для бронетехники оттеснило конструкцию колёсных танков, к разработке тяжёлых "танков на колёсах" переодически возвращались. Так, на заводах Круппа в 1944 году была построена сорокатонная бронированная машина, диаметр колёс которой был 2,5 м. Это был экспериментальный "противоминный" танк. Сейчас он стоит в Кубинке.