Это одно и то же слово, но это чистое заимствование из древнескандинавского в древнеславянский.
Что такое по-скандинавски VIKING толком никто объяснить не может. Бросается в глаза сходство со словом VIK – гавань. Возможно, викинг – «это человек из гавани», «мореплаватель», но здесь можно привести и возражения. Не будем об этом.
Каким образом ВИКИНГ стало звучать у славян как ВИТЯЗЬ?
Здесь всё было строго закономерно. Нужно просто описать цепочку фонетических изменений, и тогда всё станет понятно. Что я и сделаю.
У них ВИ- и у нас ВИ-. Поэтому объяснений требует только разница между -КИНГ и -ТЯЗЬ.
Начнём с того, что говорить КИ с «мягким ка» славяне с некоторых пор не хотели. Они заменяли КИ на ЧИ (так же точно, как это делали итальянцы и многие другие люди на нашей планете; это явление общее для всех). Но были случаи, когда славяне, вопреки своему обыкновению, заменяли КИ на ТИ. Сравним русские слова: ПАУК и ПАУТИНА. А ведь должно было бы быть ПАУКИНА! На севере России и по сей день произносят не РУКИ, НОГИ, а РУТИ, НОДИ. Вот это же самое случилось и со словом ВИКИНГ, когда оно впервые попало в распоряжение лишь одного-единственного славянского диалекта, где действовало именно это правило.
Осталось объяснить, почему у них -ИНГ, а у нас -ЯЗЬ.
Ну, это уже совсем просто. Дело в том, что в древности славяне не допускали у себя закрытых слогов. Любой слог в славянском языке мог заканчиваться только на гласный звук. Исключений не было. Если славяне слышали, как иностранец говорил -ИН или -ЭН, то они не могли повторить это точно так же и, вместо этого, произносили носовой гласный звук [ẽ] в точности так же, как это делают сейчас французы. Позже этот носовой звук стал передаваться в русском языке буквой «Я». В словах ПЯТЬ, ПЯТКА, МЯСО, МЯТА, КЛЯТВА раньше был носовой звук [ẽ]. Вот так же и в слове ВИТЯЗЬ.
Осталось объяснить, почему у нас -ЗЬ, а не Г.
Начнём с того, что мягкий знак в те времена обозначал гласный слогообразующий звук. Никакое слово не могло у славян заканчиваться на согласный. Только на гласный, без единого исключения. В конце могли поставить гласный звук Ъ, который не смягчал предыдущего согласного. Но почему-то добавили Ь, который смягчал. Гь славяне не могли выговорить и часто говорили ЗЬ: ДРУГ – ДРУЗЬЯ. Мы же не скажем почему-то ДРУГЬЯ! Вот так же и здесь.
И, таким образом, я и объяснил, как ВИКИНГ стал ВИТЯЗЕМ.
Ещё можно было бы объяснить, как скандинавское КОНУНГ стало у нас звучать как КНЯЗЬ, но я думаю, что мои читатели и так поверят мне на слово, что здесь всё было строго закономерно.