Перед нами стоял на первый взгляд обычный электромобиль Honda EV Plus - эти однообъемники уже несколько лет выпускаются мелкими сериями. Но что это за странное шипение из-под днища? И почему под задним бампером электромобиля торчит выхлопная труба, из которой вьется белесый пар, а рядом на асфальт капает вода?

Дело в том, что Honda EV Plus не совсем обычный электромобиль - его электродвигатель питается не от аккумуляторных батарей, а от так называемых топливных элементов, fuel cells. Помните из школьного курса физики, что такое гидролиз? Так называется процесс, в ходе которого воду с помощью электрического тока разлагают на составляющие ее водород и кислород. А мембрана топливного элемента обладает обратным свойством — если подать на нее водород и кислород, они соединятся, образуя воду. И при этом будет выделяться электричество!

Экспериментами с топливными элементами сейчас заняты все крупные автомобильные компании, и Honda не исключение. Уже готовы два ходовых прототипа, один из которых работает на водороде, а второй — на метаноле. Дело в том, что хранение водорода сопряжено с большими сложностями, и поэтому наиболее перспективной считается выработка водорода на борту электромобиля. Метанол здесь подходит, как вполне доступная водородосодержащая жидкость, хранение и заправка которой лишь немногим сложнее, нежели при использовании бензина. Но для того, чтобы добыть из метанола водород, нужно сконструировать небольшую установку для реформинга. Да еще позаботиться о том, чтобы преобразовать выделяющийся побочно ядовитый угарный газ СО в безвредный углекислый СО2.

http://www.hondaworld.ru/article/images/fcx/fcv3.jpg

На метанольном прототипе Honda FCX-V1 нам прокатиться не дали - он покрасовался минут пять, а потом под аккомпанемент шипения стравливаемого углекислого газа и гудения бортового водорододобывающего мини-химзавода электромобиль укатил в засекреченный ангар. А вот на его водородном близнеце Honda FCX-V2 можно было совершить кружок. На ходу - обычный электромобиль, только шипит странновато. Правда, пока у всех электромобилей на топливных элементах есть одна неприятная особенность - перед стартом после долгой стоянки надо сначала "разводить пары". Зато вместо того, чтобы долго заряжать батареи от стационарной сети, здесь можно заправиться водородом или метанолом - и вновь продолжать движение.

http://www.hondaworld.ru/article/images/fcx/hondafc.jpg

Кстати, сейчас Honda экспериментирует с двумя типами топливных элементов — один поставляет консорциум, образованный канадской фирмой Ballard и концерном DaimlerChrysler, а второй японцы разрабатывают самостоятельно. И настроены вполне оптимистично: они собираются запустить электромобиль на топливных элементах в серийное производство уже в 2003 году!

Однако в ближайшее десятилетие доминировать под капотами будут все же привычные двигатели внутреннего сгорания. Готовит ли Honda какие-нибудь новинки и здесь?

http://www.hondaworld.ru/article/images/fcx/tabl.jpg

Кстати...

http://www.hondaworld.ru/article/images/fcx/icvs1.jpg

Не успела Toyota запустить в пробную эксплуатацию проект Crayon — корпоративную транспортную систему с использованием маленьких двухместных электромобильчиков e-com, — как Honda ответила созданием аналогичной системы ICVS, услугами которой уже могут воспользоваться посетители комплекса Twin Rings Motegi. Причем, помимо аналогичных тойотовским электромобилей City Pal, с помощью системы ICVS можно взять напрокат и электровелосипед Racoon, педали которого помогает крутить небольшой электромотор, и похожий на тележку для гольфа одноместный гибрид Step Deck с 50-кубовым моторчиком, и электротележку Mon Pal — чем с удовольствием пользуются те, кто не хочет ходить по довольно обширной территории парка Twin Rings пешком.

http://www.hondaworld.ru/article/images/fcx/icvs2.jpg

Кстати, электромобиль Honda City Pal оказался гораздо приятнее в управлении, нежели тойотовский e-com или аналогичный Nissan Hypermini. Кроме того, хондовцы довели степень автоматизации рутинных процедур выдачи электромобиля клиенту до невероятного уровня. Например, City Pal способен сам, без водителя, подъезжать ко входным дверям прокатной станции! А возвращая электромобиль, можно просто оставить его у дверей — машинка, словно по волшебству, сама тронется с места, развернется и сдаст задним ходом к зарядному терминалу. Подключение к сети тоже происходит без участия человека — на боку электромобиля откидывается лючок, открывая роботизированной "руке" доступ к зарядной розетке. Фантастика!

http://www.hondaworld.ru/article/images/fcx/icvs4.jpg

Автоматика поможет упростить даже процедуру перегона нескольких машинок из одного пункта в другой. Этим может заниматься только один водитель, который поведет головной электромобиль. А остальные будут следовать за ним словно на невидимой привязи — с помощью радиосвязи и системы лазерного слежения.

Источник