В космосе
Российская навигационная система ГЛОНАСС пополнилась еще тремя спутниками. Новые космические ракеты вступят в строй в течение двух лет. Это позволит потеснить монополиста-США, чьи навигаторы GPS пока не имеют конкурентов в мире. Выведенные в космос спутники ГЛОНАСС-М отличаются от спутников первой модификации сроком службы, увеличенным до семи лет. В дальнейшем в состав системы ГЛОНАСС планируется ввести аппараты ГЛОНАСС-К, срок службы которых будет составлять до 10-12 лет. Если все сложится удачно, в ближайшие годы ГЛОНАСС начнет полноценную работу. Одновременно с этим оборонное ведомство России снимет ограничения по точности разрешения координат, действующие сегодня еще с советских времен. Например, 30-метровый «секретный предел», точнее которого нельзя чертить карты и определять местоположения наземных, водных и воздушных объектов заменит современными системами навигации, точность которых в некоторых случаях достигает 0,6 м. Существующие пока что установки чересчур громоздки и используются военными и некоторыми гражданскими ведомствами – для морской и воздушной навигации. Да и сами космические аппараты нового поколения будут обладать повышенным ресурсом службы: «ГЛОНАСС-М» – до 7 лет, и «ГЛОНАСС-К» – до 10-ти.
После развертывания всей системы затраты бюджета должны окупиться за несколько лет.
Специалисты оценивают сегодняшний объем доходов мирового рынка глобальной навигации в более 15 млрд евро в год.
Характеристики:
Интегральная доступность ГЛОНАСС по Земле: 80%
Интегральная доступность ГЛОНАСС по России: 94%
Максимальный перерыв навигации по Земле: 2.4 час.
Максимальный перерыв навигации по России: 0.5 час
Морские сторожа
Национальная безопасность нам обеспечена нам и под водой и над водой
В российском Военно-морском флоте (ВМФ) формируется боевое соединение сторожевых кораблей нового поколения (класса «корвет»), построенных на «Северной верфи». В разной степени строительной готовности здесь находятся три корабля - головной «Стерегущий» и два серийных – «Сообразительный» и «Бойкий». Теперь корабелы приступают к строительству третьего серийного корвета, под названием «Стойкий». Корвет предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, готов поддерживать морской десант. В ВМФ подчеркивают, этот корабль - общая система национальной безопасности России: подводная, надводная и стратегическая. Эстафету петербургских кораблестроителей должны принять заводы в Севастополе и на Амуре. Следующие корабли этих серий будут строиться уже не только для Балтийского, но и для Тихоокеанского, Черноморского, а также Северного флотов.
Увеличение гособоронзаказа на атомные подводные лодки дает надежду на восстановление России в статусе великой морской державы. 2010 год обещает быть переломным для нашей страны. Так получается, что основу мощи Российского флота продолжают составлять подводные ракетные крейсера стратегического назначения. В этом направлении ставка делается на проект 955, в классификации НАТО – «Борей». В рамках этого проекта предусмотрено строительство головного корабля «Юрий Долгорукий». В целом, атомные подводные лодки продолжат играть доминирующую роль в российском флоте, обеспечивая преимущество нашего государства перед США, Великобританией. В настоящее время ведется строительство еще двух подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей» - «Александр Невский» и «Владимир Мономах».Подлодки этого проекта вооружены новейшим стратегическим ракетным комплексом морского базирования «Булава». Они соединили в себе последние достижения в области вооружений и корабельных радиоэлектронных систем.
Воздушный десант
За последние два года в России произошли позитивные изменения в области разработки и создания беспилотной техники. Беспилотные летательные аппараты (БЛА) могут быть применены для решения множества задач, таких как мониторинг воздушного пространства, земной и водной поверхностей, экологический контроль, управление воздушным движением, контроль морского судоходства, развитие систем связи.
При мониторинге воздушного пространства, земной и водной поверхности может осуществляться аэрофотосъемка, радиометрический контроль зон бедствия, сейсмический контроль, состояния газо и нефтепроводов, линий электропередач, геологические наблюдения, зондирование земли, исследование морей. Особенностью применения БЛА является возможность непрерывного наблюдения поверхности и воздушного пространства при большом удалении объекта наблюдения с помощью различных датчиков. Беспилотная техника может применяться и для защиты государственной границы. К тому же, беспилотные самолеты экономичны при эксплуатации и не несут риск для жизни экипажа.
Завершены государственные испытания беспилотного летательного аппарата с инфракрасным оборудованием - «Пчела-1ИК». Компания «Сухой» ведет несколько беспилотных летальных комплексов «Зонд», предназначенных для решения народно-хозяйственных задач. Чугуевский авиаремонтный завод разрабатывает беспилотные летательные аппараты семейства «Стрепет».
Нанотехнологии
Российские ученые разрабатывают технологии, позволяющие работать на альтернативных видах топлива и значительно экономить на транспортных расходах. Грандиозным открытием в этой области намечаются в марсианская экспедиция. Ученые не только разработали технологию, позволяющую более дешевыми методами делать легкие и эффективные солнечные батареи, но и нашли конструкторские решения, позволяющие использовать электрические двигатели практически на всем пути к Марсу и обратно. До сих пор подобные двигатели применяли в основном на небольших спутниках, причем только для того, чтобы развернуть спутник. Сегодня они будут перемещать летальные аппараты в космическом пространстве. Наши солнечные батареи позволят «добыть» в космосе энергии достаточно для того, чтобы ионизовать более дешевые и доступные ресурсы.
Вырабатывать электроэнергию в значительно больших объемах будут и приливные электростанции, использующий энергию приливов, а фактически кинетическую энергию вращения Земли. Сейчас в мире работает 10 приливных станций. В России, кроме действующей станции в Кислой губе на Баренцевом море, подготовлены проекты значительно большего масштаба.
Если экспериментальные работы пройдут успешно, то такие станции появятся в Белом и Охотском морях.По оценкам специалистов, использование приливных станций может покрыть 15-20% потребностей в электроэнергии.
Опыт эксплуатации первых в мире ПЭС доказали, что приливные электростанции устойчиво работают в энергосистеме.
Они не загрязняют атмосферу вредными выбросами в отличие от тепловых станций; не затапливают земель в отличие от гидроэлектростанций; не представляют потенциальной опасности в отличие от атомных станций; капитальные вложения на их сооружения не превышают затрат на ГЭС; стоимость электроэнергии самая дешевая в энергосистеме.